От Сусанны до Моисея. В Воронеже открылась выставка гравюр и живописи на сюжеты Ветхого Завета
От Сусанны до Моисея. В Воронеже открылась выставка гравюр и живописи на сюжеты Ветхого Завета
Она работает в рамках «Дней Израиля в Воронеже»
Выставка «Ветхий Вечный» открылась на третьем этаже
музея им. И. Н. Крамского в четверг, 13 октября. Она проводится в рамках «Дней
Израиля в Воронеже». Ее посетила делегация представителей Посольства
Государства Израиль в Российской Федерации.
Вместе с гостями картины оценили и корреспонденты РИА «Воронеж».
Просветительский проект объединил живописные и
графические произведения XVI–XX вв., иллюстрирующих сюжеты Ветхого
Завета. Все работы – из собрания музея им. И. Н. Крамского.
Полномочный министр, заместитель главы дипломатической
миссии Государства Израиль в Российской Федерации Ронен Краус отметил, что «Дни
Израиля», помимо Воронежа, проходят еще в трех российских городах –
Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге.
– У нас многолетнее сотрудничество с Воронежем, и мы
очень рады продолжать его. В этот раз мы подарили в воронежскую библиотеку
книги, открыли выставку, привезли в Воронеж израильские фильмы. Спасибо всем
нашим воронежским коллегам, которые организовали великолепные «Дни Израиля», –
отметил Ронен Краус.
В экспозиции представлены подлинные живописные
произведения мастеров голландской школы XVI–XVII вв. Среди них – картины Гиллиса
Мосгарта «Семья Еноха», Ромбаута ван Тройена «Пейзаж со сценами бегства семьи
Лота из Содома», Леонарта Брамера «Триумф Давида». Все – подлинники.
Помимо них, зрители увидят около 30 репродукционных
гравюр. Их авторы – ведущие художники-граверы Италии, Франции, Англии XVII–XX вв. Свои работы они выполнили по известным произведениям Рафаэля, Артемизии
Джентилески, Рубенса, Рембрандта, Ангелики Кауфман.
Большинство этих работ посетители пока не видели – они
хранились в фондах музея. В постоянной экспозиции были представлены только три живописные
картины.
– Все графические произведения, печатные оттиски мы
выставляем впервые. Зрителям они были неизвестны и недоступны, – подчеркнула старший
научный сотрудник музея им. Крамского Валерия Меремьянина.
Почти рядом с каждой гравюрой можно увидеть
репродукцию живописного оригинала, с которого и был сделан оттиск. Рядом –
выдержки из Ветхого Завета, которые описывают сюжеты, изображенные на картинах
и гравюрах.
Валерия Меремьянина отметила, что представленные на
выставке работы – не иллюстрации к Ветхому Завету, а художественные образы. Причем многие граверы по-разному воспринимали один и тот же ветхозаветный образ. Пример
тому – история целомудренной Сусанны, которая описана в
«Книге пророка Даниила».
За добродетельной девушкой во время купания подглядывали
два старца – старейшины, избранные судьями. Они стали домогаться Сусанны,
угрожая обвинить ее в прелюбодеянии. Девушка отказалась удовлетворить желание
похотливых стариков. Когда на ее крик прибежали люди, старцы обвинили девушку в
прелюбодеянии с незнакомцем. За это невинную девушку приговорили к смерти, но
от гибели ее спас пророк Даниил, который уличил обвинителей во лжи.
фото – музей Крамского
Содержание статьи:
Историю о Сусанне художники XVI века рассматривали как возможность
показать женскую наготу. К этому ветхозаветному сюжету не раз обращался
фламандский художник Питер Пауль Рубенс. На его знаменитой картине «Сусанна и
старцы» девушка изображена полностью обнаженной. По ней создал репродукционную
копию гравер Эмиль Пьер Демезон.
Рядом зрители видят другую Сусанну – талантливой
французской художницы Элоизы Лелуар. Сусанна совсем не похожа на ветхозаветную
деву и одета по моде XIX
века. Элоиза Лелуар была иллюстратором и работала с модными дамскими журналами
того времени.
фото – музей Крамского
По-разному изображали граверы и другой ветхозаветный
сюжет – историю встречи Ревекки и Элиэзера. Напомним, что Авраам отправил
своего слугу Элиэзера в дальние края, чтобы он нашел для его сына Исаака
невесту. Указать на избранницу Исаака должен был ангел. Однако, проделав
трудный путь и остановившись у колодца, слуга взмолился, чтобы дева,
предназначенная в жены Исааку, начерпала воды для всего каравана. Так и
случилось: к нему подошла красивая молодая женщина Ревекка, которая принесла
ему воду, а потом напоила водой и верблюдов.
Гравюра французского мастера XIX века Жана Пьера Мари Жазе выполнена
по картине Ораса Верне «Ревекка у колодца» – на ней Ревекка дает Элиэзеру
выпить воды из кувшина. Другой мастер – Эрнесто Манкастроппа – изобразил
портрет Ревекки. Здесь Ревекка смеется и не опускает взгляд вниз. Эта гравюра
была написана по картине Арменизе «Ревекка».
Среди необычных
и редких гравюр – цветная литография «Продажа Иосифа» британского художника
Джона Мерфи. Оттиск сделан с одноименного оригинала Ангелики Кауфман. Для
создания каждого отдельного цвета художник изготавливал отдельную печатную
форму. Всего для создания гравюры ему потребовалось до 20 печатных досок разных
цветов. Это очень трудоемкая работа.
– На выставке можно увидеть и офорты. Рисунок в этом
случае делается на медной пластине. Есть и ксилография. В этом случае оттиск на
бумаге делается с деревянной печатной формы. Кстати, граверы не всегда
выполняли работу сами – часто они
нанимали профессиональных рисовальщиков, в основном – итальянских
художников, – заметила Валерия Меремьянина.
На выставке представлена и уменьшенная копия
знаменитой мраморной статуи «Моисей», которую создал в 1513–1516 годах
величайший итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти для гробницы папы Юлия
II.
Его работа стоит в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме. Высота оригинала – 2
м 36 см. Библейский пророк Моисей изображен со скрижалями завета. На его
голове изображены маленькие рожки – они обозначают лучи сияния, исходящие от
головы пророка.
Выставка продлится до 6 ноября. Стоимость
входного билета – 200 рублей, льготного билета (для
школьников, пенсионеров и студентов) – 100 рублей. Фоторепортаж с выставки – в галерее РИА «Воронеж».
Фото: 1 из 12
Фото — Михаил Кирьянов
prev
next
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter