Сауны Воронеж

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

0 2

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

Военный летчик Олег Пешков погиб в Сирии в 2015 году

В четверг, 18 ноября, в кинотеатрах по всей стране
выходит в прокат фильм «Небо» режиссера Игоря Копылова. Прототипами главных
героев стали легендарный пилот, Герой России, подполковник Олег Пешков и штурман,
майор Константин Мурахтин. Корреспондентам РИА «Воронеж» удалось пообщаться с Константином
Мурахтиным и расспросить о том, каким был его сослуживец и товарищ Олег Пешков,
а также – об ответственной и опасной работе военных летчиков.

«Удар
в спину»

Содержание статьи:

Константин Мурахтин – живая легенда и пример для
подражания для молодых летчиков и штурманов. Скромный, отзывчивый, простой в
общении, давать интервью и выступать на публике не привык.

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

Имена Константина и его командира Пешкова весь мир
узнал в 2015 году. Двадцать четвертого ноября, выполнив боевую задачу –
бомбометание по позициям джихадистов, их бомбардировщик «Су-24М» получил «удар
в спину» – был сбит турецким истребителем F-16C. Экипажу удалось
катапультироваться. В сирийском небе, над вражеской территорией, повисли два
купола парашютов. Летчики, которые в таком уязвимом положении не могли оказать
сопротивление, стали мишенью для террористов ультраправой организации турецких
националистов. В нарушение Женевской конвенции 1949 года боевики обстреляли Олега
Пешкова с земли. Русский офицер погиб, а убийцы, ликуя, снимали происходящее на
камеру.

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

Они стреляли и в сторону Константина Мурахтина, но
ветер отнес его дальше от позиций джихадистов. Штурман приземлился на
территорию, подконтрольную террористам, травмировав при этом ногу, и 12 часов
скрывался от боевиков. Константин Мурахтин подал сигнал бедствия с помощью
специального передатчика, и спустя 12 часов поисков российские морпехи и
сирийская армия нашли и спасли штурмана. Террористов, расстрелявших Олега
Пешкова, уничтожили.

Олег Пешков умер совсем молодым – в 45 лет. Ему
посмертно присвоили звание Героя России, а Константин Мурахтин был награжден Орденом мужества.

Олег Анатольевич похоронен на мемориальной аллее
городского кладбища в Липецке. Его памятник выполнен в виде гранитных крыльев.
На одном из них высечен портрет летчика.

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

В музее Липецкого авиацентра хранятся фрагменты
сбитого самолета Су-24, доставленные из Сирии с места гибели Олега Пешкова.

В
музее также представлены личные вещи Олега Анатольевича – летная книжка,
рабочие тетради, летная форма цвета хаки.

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

Воронежский скульптор Александр
Ивченко изготовил в честь Пешкова памятник из дерева: мужская и женская руки
держат автомат, а рука ребенка – игрушечный самолетик. Памятник также хранится
в музее авиацентра.

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

Со скульптурой – заведующий историко-мемориальным залом Липецкого авиацентра Павел Рухлин

Профессионал
высшего уровня

Товарищи и сослуживцы запомнили Олега Пешкова
душевным, веселым и жизнерадостным человеком. В Сети можно найти видео, на
котором летчик исполняет на гитаре песню «Господа офицеры».

Константин Мурахтин вспоминает, что Пешков «ставил
на крыло» многих молодых летчиков. Начинающие пилоты любили и уважали своего
наставника.

– Олег Анатольевич был профессионалом высшего
уровня. Летчики-инструкторы бывают разные: некоторые слишком строго относятся к молодым, осваивающим новый тип
самолета, могут накричать, сказать резкое слово. Олег Анатольевич никогда
не повышал голоса, объяснял спокойно. Молодые летчики говорили, что Олег – золотой
человек, настоящий русский офицер, – рассказал Константин Мурахтин.

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

Олег Пешков родился в 1970 году в Алтайском крае, в
юности потерял родителей. Окончил Свердловское Суворовское военное училище, а в
1991 году с золотой медалью – Харьковское высшее военное авиационное училище.
За время службы прошел путь от летчика-инструктора до заместителя начальника огневой тактической
подготовки дивизии, освоил пять типов самолетов. Служил в Киргизии,
Амурской области, с 2000 года – в Липецке.

Олег Пешков с
золотой медалью окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина, которая
располагалась в подмосковном Монино. В 2008 году при слиянии Военно-воздушной
инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и Военно-воздушной академии имени
Ю.А. Гагарина была образована Воронежская военно-воздушная академия имени
профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.

К военным командировкам летчику было не привыкать –
в 2008 году он участвовал в боевых действиях в Южной Осетии. Поэтому, когда
узнал о командировке в Сирию, Пешков не сомневался, лететь на войну или
остаться в Липецке.

– Профессия военного летчика предполагает готовность
к самопожертвованию. Он в любой момент должен отдать жизнь за свое Отечество,
свою семью и выполнить свой долг до конца. Любые летчики должны быть спокойны и
уравновешенны. Они должны уметь принять верное решение за очень короткий
промежуток времени, – отметил заведующий историко-мемориальным залом Липецкого
авиацентра Павел Рухлин.

Потомственный
штурман

Константин Мурахтин и Олег Пешков были сослуживцами
и товарищами, часто летали в одном экипаже. В 2014 году на соревнованиях
военных летчиков в Липецке «Авиадартс» экипаж Мурахтина и капитана Станислава Гасанова
признали лучшим во фронтовой бомбардировочной авиации России, а Мурахтина –
лучшим военным штурманом страны. Олег Пешков на тех соревнованиях был судьей.

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

– Мой отец был военным штурманом. Все детство я
прожил в военных городках, ходил в авиамодельные кружки. Для меня не стояло вопроса,
какую профессию мне выбрать, – рассказывает летчик.

Константин окончил Челябинское высшее военное
авиационное Краснознаменное училище штурманов. Как и у Олега Пешкова, учеба пришлась
на «лихие 90-е».

– Из-за того что топлива не было, летать мы начали
не со второго, а с четвертого курса. Нас обучали на пассажирском самолете
Ту-134, переделанном под подготовку военных штурманов. Самые яркие впечатления
от полета я испытал позже – когда пришел служить лейтенантом в Липецкий
авиацентр и начал летать на боевых самолетах. В частности, на Су-24. Это другие
скорости, другой вид самолета, другие фигуры пилотажа, другие эмоции, – вспомнил
пилот.

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

Аварийный
запас

Сауны Воронеж

Подробности инцидента 24 ноября 2015 года в Сирии
Константин Мурахтин не раскрывает – эта информация засекречена. Пилот только
смог рассказать, что приземлился в скалистой местности и травмировал ногу,
сильно ударившись о камень. Сбросил с себя парашют и убежал как можно дальше. Операция
по спасению продолжалась 12 часов. Спасенного Константина Мурахтина отправили в
московский госпиталь.

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

Штурман отметил, что был хорошо подготовлен к
экстремальным условиям, как и другие летчики:

– В полку нас обучают летать, применять авиационные
средства поражения. Приемы рукопашного боя и маскировку осваиваем в специальном
центре выживания. Два из них находятся на Черноморском побережье. Нас учат
действовать в экстремальных условиях после катапультирования – как в военное,
так и в мирное время. Почему там? Там есть горы, море и лесистая местность. Нам
объясняют, например, как спуститься с горы, если приземлился туда на парашюте.
В зависимости от того, куда ты спускаешься – на горную местность, на равнину или
воду, – комплектуется НАЗ (носимый аварийный запас). К примеру, если
приземляешься на воду, в аварийный запас входит надувной плот.

НАЗ существует в двух комплектациях: для мирного и
военного времени. В запас для мирного времени входят лагерное и светосигнальное
снаряжение, аптечка, карамельки и вода.

– Еды как таковой нет – НАЗ не рассчитан на то, что
вас будут искать долго. Это запас для поддержания сил на первое время, –
отметил штурман.

А вот в запас для военного времени не входят ни вода,
ни карамельки. Вместо них – боевое оружие. От жажды штурмана спасла маленькая
фляжка с водой, спрятанная в его жилете.


Получается, что все 12 часов, пока скрывались от боевиков, вы ничего не ели?

– В такой ситуации не вспоминаешь ни о воде, ни о
еде. Ты думаешь только о том, чтобы выжить.

Вспоминая момент катапультирования, штурман
признался: тогда ему еще не было известно, что террористы стреляли в командира.

– Я был далеко, видел, что его парашют раскрылся, но
не знал, что по нему стреляют…

Солнцезащитные
«очки» и «комар»

В музее Липецкого авиацентра есть интересные
экспонаты, связанные с работой военных летчиков. Например, защитный шлем ЗШ-5,
поверх которого надевается стеклянный солнцезащитный фильтр, защищающий глаза
пилотов. Такие шлемы были и на Олеге Пешкове и Константине Мурахтине.

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

Как
пояснил штурман, сейчас у летчиков и штурманов более современные модели шлемов
– ЗШ-7. По бокам – отверстия для подсоединения кислородной маски.

– До высоты 2000 метров летчик и штурман дышат
смешанным кислородом, а выше начинается автоматическая подача чистого
кислорода, – пояснил Константин Мурахтин.

Еще один экспонат – красные рукоятки, приводящие в
действие кресло для катапультирования из самолета. Дергать рукоятку нужно с
особым усилием. При катапультировании пилота выносит из кабины, в воздухе
автоматически раскрывается парашют.

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

Константину Мурахтину прибегать к катапультированию
пришлось лишь однажды – как раз во время того рокового полета с Олегом
Пешковым.

– Катапультирование – самая крайняя мера. К ней мы прибегаем,
когда самолет уже неуправляем или горит. А в 99% случаев мы все делаем для
того, чтобы посадить самолет и сохранить свою жизнь. Бывает, что при
катапультировании случаются несчастные случаи – травмы, переломы рук и
позвоночника, – рассказал штурман.

По словам Константина Мурахтина, в момент
катапультирования он не чувствовал боли – в экстремальной ситуации летчик не
обращает на нее внимания.

– Больно тебе или не больно, какой силы удар и
каковы перегрузки, в воздухе ты не чувствуешь – у тебя в крови зашкаливает
адреналин. Ты ощущаешь, что жив, и уже доволен этим. Ты можешь почувствовать,
что с тобой, только когда уже приземлился, – пояснил он.

Другой музейный экспонат – авиационный радиомаяк
«Комар-2М», с помощью которого потерпевшие аварию члены экипажа передают
радиосигнал бедствия, а аварийно-спасательная группа определяет его
местоположение. «Маячок» существует в двух модификациях: для мирного и военного
времени.

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

По словам Константина Мурахтина, в военное время передатчик отключен –
чтобы враг не обнаружил и не перехватил сигнал пилотов. Сигнал
аварийно-спасательной группе в военное время пилот передает с помощью
маленького приемника с антенной-проволокой.

– Если надо мной будут пролетать наши вертолеты
аварийно-спасательной группы, я его включаю, быстро передаю сообщение и тут же
выключаю. На вертолете настроена моя частота, он ловит сигнал и видит мое
местоположение.

В фильме «Небо» сигнал о своем местоположении
штурман сообщает по телефону. Было ли так в реальности, Константин Мурахтин
рассказать не может.

Собирательный
образ

С режиссером фильма «Небо» Игорем Копыловым Мурахтин
познакомился в декабре 2019 года.

– При встрече мне дали добро рассказать все, что
произошло в тот день, – чтобы режиссер знал порядок действий. Но все это не
вошло в фильм. Осталась только история моего спасения, – сообщил штурман.

Главного героя Олега Сошникова, прототип которого –
Олег Пешков, сыграл известный актер Игорь Петренко. Роль штурмана Константина
Муравьева (прототип – Константин Мурахтин) исполнил молодой актер Иван Батарев.

Константин Мурахтин стал одним из тех военных
летчиков, с которым Игорь Копылов советовался и держал связь. Поначалу штурман предполагал,
что образ Кости Муравьева будет более реалистичным, приближенным к «оригиналу»,
но он получился собирательным – как и образ Олега Сошникова.

– Например, у Кости Муравьева в фильме 18-летняя
беременная жена. Но моя жена в 2015 году не была 18-летней и не ждала ребенка.
Когда я сказал режиссеру, что это совсем не похоже на меня, он ответил: «Герой
фильма не ты. В нем твоего почти ничего не будет», – вспомнил штурман.

Большая часть съемок прошла в Крыму.

– В Сирии съемочная группа снимала в основном
местность и жилищно-бытовые условия. Плюс три дня съемки проходили в нашем
Липецком авиацентре – съемочная группа снимала нашу повседневную деятельность:
подготовку к полетам, тренажеры, – пояснил Константин Мурахтин.

Перед показом фильма штурман волновался – ведь ему
предстояло пережить заново то, что с ним случилось.

– Для меня этот фильм – память об Олеге. Фильм будет
смотреть не одно поколение, и оно будет знать, что были такие героические люди.
Это первый фильм про Сирию и первый фильм, в котором снято много полетов
современной авиации. Надеюсь, что он заинтересует молодых ребят и они захотят
стать военными летчиками, – поделился Мурахтин.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.